Раннее психомоторное развитие ребенка таблица

Содержание

Психомоторное развитие ребёнка до года: календарь по месяцам

Раннее психомоторное развитие ребенка таблица

Каждого родителя волнует правильное, гармоничное развитие его малыша, поэтому вопрос «Нормально ли развивается мой ребёнок?» актуален среди родителей всегда.

Однако, более всего данным вопросом озадачены «новоиспечённые» мамочки и папы, которые только стали носить почётное звание «родителей».

Первые 12 месяцев развития первенца – это всегда сложный период для всех близких и родственников малыша. Все и каждый стараются помочь советом, что-то подсказать и научить, чем доводят молодых мам и пап до истерик.

«А вот у Машеньки доченька в вашем возрасте уже головку держала, а дочь Вовы уже два зубика имела» — подобные замечания, к несчастью, частный случай в жизни родителей первенца.

Как не поддаться тревоге и знать, своевременное ли развивается ваш ребёнок, поможет календарь психомоторного развития. 

Психомоторное развитие – что это?

Для начала стоит ответить на простой вопрос, а что же это такое – психомоторное развитие ребенка?

ПМР – это цельная совокупность умений, движений и психических реакций. Оно состоит из двух одинаково важных частей: психической и моторной.

Психическая часть включает в себя речевые, адаптационные умения; моторная часть подразумевает под собой развитие моторно-ручной активности.

С чем сравнивать и знакомство с пмр-календарем

Многие из молодых родителей часто отнекиваются от поучений и замечаний старших поколений, мол, пусть развивается так, как природе угодно или каждый индивидуален, у каждого по своему.

Стоит осознать и принять, раз и навсегда: да, каждый из нас — это индивидуальная личность, которая развивается по своему в зависимости от своих особенностей. Однако, есть стандартные этапы, которые проходят в своём развитие каждый. К таким относится и психомоторное развитие.

На сегодняшний день высококвалифицированные специалисты ВОЗ на основе сравнения психомоторных календарей нескольких десятков здоровых детей, вывели так называемый общий календарь. В нём перечислены характеристики и требования к развитию ребёнка, его слуха, зрения, эмоциональных реакций, сенсорики, моторики и т.д.

Благодаря календарю ПМР можно следить за развитием ребёнка с обеих сторон, как психической, так и моторной. В случае каких-либо отклонений – обратиться к врачу и решать проблему до того, как она станет ребром.

Частота сверки показателей

Если же вы решили все таки следить за развитием своего чадо по календарю психомоторного развития, то стоит помнить, что каждая возрастная категория имеет свой показатель частоты сверки показателей.

Так на первом году жизни психомоторное развитие сверяется с календарём раз в месяц, после 12 месяцев и до 3 годиков необходимо раз в три месяца, а после до шести лет – раз в полгода.

Это обусловлено активным развитием всех процессов в организме до года и их замедлением до шести лет. К возрасту младшего школьника, психомоторное развитие заканчивается, а значит и нервные процессы уже закреплены.

Показатели психомоторного развития детей от первого месяца жизни до года

Первый месяц:

  • Кратковременная фиксация взгляда на блестящие и яркие предметы
  • Реакция на звук (вздрагивает при шуме)
  • Способен держать головку в лежачем положении
  • Улыбается близким родственникам, которых часто видит

Второй месяц:

  • Поворачивает головку в сторону источника шума
  • Следит за предметами
  • Способен держать головку в вертикальном положении
  • Реагирует на речь

Третий месяц:

  • Реагирует на речь улыбкой или первыми «агу»
  • Тянется к игрушкам
  • Длительно фокусирует взгляд на каком-то предмете
  • Хорошо держит голову
  • Опирается на локти и коленки в горизонтальном положении
  • Пропадают так называемые рефлексы «новорожденного»

Четвёртый месяц:

  • Пытается переворачиваться на спинку или на бок
  • Тянется за игрушкой
  • Смеётся
  • «Узнаёт» родных людей, активно реагируя на их появление и поведение

Пятый месяц:

  • Звуки выстраиваются в цепочку
  • Идёт более чёткое распознание родных людей и незнакомых (возможен страх перед новыми людьми)
  • Тянется к игрушкам, рассматривает их подолгу
  • Стоит при поддержке в подмышечной впадине на пальчиках ножек

Шестой месяц:

  • Играет с игрушкой, берёт её из одной руки в другую
  • Активно переворачивается со спины на животик
  • По разному реагирует на родных и чужих
  • «Просится» на ручки

Седьмой месяц:

  • При поддержке в подмышечной впадине пританцовывает, стоит на полную ножку
  • Способен сам держать спинку
  • Активно двигает ножками, постоянно тянется к ним в положении на спине
  • Приходит понимание, что до предмета можно дотянуться, перевернувшись на живот или спину.
  • Требует внимания, из-за чего часто плачет, если такового не хватает.

Восьмой месяц:

  • Способен самостоятельно сесть или лечь
  • Может одновременно держать в обеих ручках по предмету, однако не долго
  • Более чётко произносит простейшие буквосочетания: «Ба», «Па», «Ма»
  • Смеётся и реагирует на речь, возможно кивает в знак согласия или протеста

Девятый месяц:

  • Стоит, если держать за ручку
  • Самостоятельно играется с игрушками
  • Специально кидает и следит за падением
  • Способен выполнять простые просьбы «Отдай игрушку», «Дай ручку».
  • Произношение звуков становится удвоенным

Десятый месяц:

  • Играет с другими детками
  • Повторяет за взрослыми простые действия. Например, «разговаривает по телефону»
  • Говорит первые слова
  • Способен сам ходить, держась за опору

Одиннадцатый месяц:

  • Проявляется так называемый «щиповый» захват: берёт все двумя пальчиками
  • Способен самостоятельно стоять
  • По разному реагирует на знакомых
  • Машет ручками в знак приветствия и прощания

Годик:

  • Говорит от 5 и более слов
  • Знает слова «можно», «нельзя», «не трогай» и понимает их значение
  • Выполняет простые просьбы. Например, показать игрушку, что-то сказать, поцеловать или обнять
  • Способен долго играть с игрушками
  • Реагирует на изменения окружающей среды: понимает был он в данном месте или нет.

Благодаря постоянному наблюдению за развитием своего ребёнка, согласно психомоторному календарю, вы на ранних стадиях сможете выявить заторможенность, нормальность или ускорение развития.

Помните, что в случае задержки более месяца психомоторного развития вашего ребёнка следует немедленно обратиться к врачу!

Лекция детского невролога о психомоторном развитие ребёнка до года по месяцам. – Что должен уметь ребенок в каждый из первых месяцев своей жизни, как должно протекать его развитие:

Источник: http://MaryPop.ru/mladenec/razvitie/kalendar-razvitija-rebenka-po-mesjacam.html

Психомоторное развитие ребенка: нормы и отклонения

Раннее психомоторное развитие ребенка таблица

Каждый родитель внимательно следит за тем, как развивается его малыш месяц за месяцем.

Это не только повод похвастаться перед досужими соседями, но и желание понимать, что у ребенка нет серьезных отклонений: он вовремя приобретает двигательные, речевые, игровые и другие навыки.

Речь идет о психомоторном развитии ребенка. Вовремя обнаружив некоторые признаки отставания в нем, можно успеть многое компенсировать к старшему возрасту.

Что такое психомоторное развитие?

Это понятие весьма сложное. Оно включает в себя большой комплекс самых разных показателей.

Это совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, эмоций, сенсорного восприятия, навыков общения и социализации – в каждом возрасте ведущие линии развития ребенка меняются.

Другими словами, психомоторное развитие иллюстрирует степень зрелости разных мозговых центров на разных этапах жизни маленького человека.

Так, в возрасте до года более важное значение имеют рефлексы крохи, в 2–3 года – речевые навыки и мелкая моторика, в 4–5 лет – навыки общения со сверстниками и социализации в коллективе малышей. Однако при этом предполагается, что на каждом последующем этапе развития ребенок планомерно углубляет и оттачивает приобретенные ранее умения.

Первоначально все эти навыки малышу помогают развивать родные люди. Затем к ним подключаются воспитатели детских садов, позже – преподаватели в школах.

При этом важно постоянно контролировать не только своевременность освоения тех или иных навыков ребенком, но и способность совмещать их с ранее полученными умениями.

Так, научившись брать ложку, малыш должен приловчиться набирать в нее пищу и доносить до рта, не пролив. Только тогда можно считать, что он научился пользоваться ложкой.

Для полноценного развития крохе важно постоянное активное общение с родителями и остальными членами семьи, его участие во всем происходящем, а не простое «отслеживание процесса».

Основные периоды психомоторного развития

В современной педиатрии принято выделять 6 основных этапов психомоторного развития детей:

  1. с рождения до 1 месяца;
  2. с 1 до 3 месяцев;
  3. с 3 до 6 месяцев;
  4. с 6 до 9 месяцев;
  5. с 9 до 12 месяцев;
  6. с 1 года до 3 лет.

На правильное психомоторное развитие ребенка раннего возраста на каждом этапе влияет множество факторов:

  • генетические (малыш может немного отставать от сверстников, имея к этому генетическую предрасположенность, – его родители или бабушка с дедушкой тоже развивались с опозданием);
  • наследственные – наличие наследственных заболеваний может стать причиной отставания ребенка в развитии;
  • экологические (территория с плохой экологией – фактор риска рождения больных деток, которые будут отставать от общепринятых норм развития);
  • сложное течение беременности (заболевания матери, инфекции, угроза прерывания, гипоксия плода) также в дальнейшем могут привести к трудностям;
  • тяжелые роды, особенно с использованием стимуляции или щипцов, родовые травмы часто приводят к проблемам со здоровьем и развитием новорожденного;
  • социальное окружение (неблагоприятная обстановка, асоциальные родители, постоянные стрессы);
  • материально-бытовые условия – отсутствие самого необходимого для ребенка (полноценного питания, развивающих игрушек);
  • недостаточное внимание к малышу со стороны родителей, когда с крохой мало разговаривают, играют, ласкают его, часто провоцирует психомоторные задержки.

На первом году жизни

На каждом этапе малыш планомерно осваивает все новые навыки. Особенно это заметно в первый год жизни, когда прогресс очевиден даже с интервалом в несколько недель.

  1. 1 месяц. Малыш ненадолго фиксирует взгляд на ярком предмете, может проследить за ним, если тот медленно движется. При резких звуках вздрагивает. Может какое-то время удерживать головку, лежа на животике. В этом возрасте кроха начинает улыбаться.
  2. 2 месяца. Ребенок более уверенно следит за движущимся перед глазами предметом. Поворачивает головку в сторону звука. Несколько минут может удерживать голову в вертикальном положении. Обращение взрослого встречает улыбкой.
  3. 3 месяца. Фокусирует взгляд на предмете, находясь в любом положении. Сосредоточенно прислушивается к разным звукам. Лежа на животике, опирается на предплечья и полусогнутые ножки. Тянется к игрушке.
  4. 4 месяца. Угасает большинство рефлексов новорожденного, проходит гипертонус рук. Малыш реагирует на появление мамы, может перевернуться на животик. Умеет громко смеяться, поворачивает голову в сторону звука. Изучает свои ручки, может захватить ими игрушку и ощупать ее. При кормлении поддерживает грудь или бутылочку ручками.
  5. 5 месяцев. Кроха отличает родных и чужих людей, понимает, строго или ласково с ним говорят. Может стоять при поддержке, брать игрушку из рук взрослых, тянет ее в ротик. Долго и активно гулит.
  6. 6 месяцев. Малыш может перевернуться с животика на спину, подползти к игрушке. Сидит при поддержке, начинает лепетать, может кушать с ложечки. Игрушку перекладывает в руках.
  7. 7 месяцев. Ребенок уже увереннее сидит и ползает. Показывает предмет в ответ на вопрос «где?», может стучать игрушками друг о друга, пить из чашки из рук взрослого. Долго лепечет с разными интонациями.
  8. 8 месяцев. Карапуз может сидеть и садиться самостоятельно, вставать, держась за опору, и ходить у нее. Подолгу возится с игрушками, активно произносит простые слоги. По просьбе может помахать ручкой, сделать «ладушки». Узнает родных по фото.
  9. 9 месяцев. Малыш может ходить, если его держать за обе руки, повторяет услышанные слоги, выполняет простые просьбы: покажи, дай. Отзывается на свое имя, использует жесты в общении.
  10. 10 месяцев. Ребенок может влезть на стул или диван, слезть обратно. Складывает матрешку, игрушку-вкладыш. Знает и показывает разные части тела на себе и других людях. Произносит первые простые слова (мама, баба, папа).
  11. 11 месяцев. Кроха может стоять без опоры, пробует сделать несколько «свободных» шагов. Понимает простые обобщения предметов (машины, куклы, мячики). Реагирует на слово «нельзя».
  12. 12 месяцев. Малыш произносит около 8–10 слов, понимает около 100. Самостоятельно ходит. Может пользоваться расческой, выполнять простые просьбы (принеси, подними). Может взять чашку и пить из нее, подбирать предметы по форме (например, в сортерах).

Нет ли отклонений?

В дальнейшем малыш продолжает совершенствовать свои навыки. Однако иногда детки могут развиваться не по «общему сценарию», а слегка опережая ровесников или отставая от них.

Как же родителям понять, все ли в порядке? В конце прошлого века педиатры и неврологи стали пользоваться специальными оценочными таблицами, в которых собрана среднестатистическая информация по большинству психомоторных показателей.

Таблицы составляют для детей раннего, дошкольного и школьного возраста в хронологическом порядке, они информативны и просты в использовании. Поэтому опираться на них могут и родители.

Для примера приведем таблицу психомоторного развития детей от года до 2 лет.

ВозрастОбласть развитияПоказатели
1 год и 3 месяцаПассивная речьБыстро растет число понимаемых слов
Активная речьРастет словарный запас
Сенсорное развитиеРебенок может отличить предметы по размеру с интервалом 3 см
ИгрыПовторяет знакомые действия
ДвижениеАктивно ходит, может приседать, пятиться назад
НавыкиСам ест ложкой жидкую еду
1 год и 6 месяцевПассивная речьМожет обобщить предметы по значимым признакам
Активная речьИспользует в общении сложные слова
Сенсорное развитиеЗнает простые формы: шар, мяч, кубик, кирпичик
ИгрыКопирует часто повторяемые действия взрослых
ДвиженияМожет перешагивать препятствия (ступеньки) приставными шагами
НавыкиМожет сам кушать ложкой жидкую пищу
1 год 9 месяцевПассивная речьВоспринимает рассказ по картинке
Активная речьУпотребляет глаголы, отвечает на простые вопросы
Сенсорное развитиеРазличает предметы по размеру с разницей в 3 см
ИгрыМожет строить башенки, домики из кубиков
ДвиженияМожет ходить по бруску шириной около 20 см, приподнятому от земли на 15–20 см
НавыкиЧастично может надеть на себя простые предметы одежды при помощи родителей
2 годаПассивная речьМожет понять простой рассказ взрослого о прошедших событиях
Активная речьИспользует в речи глаголы, местоимения, прилагательные
Сенсорное развитиеМожет подобрать предметы по образцу, найти похожие и отличные
ИгрыВоспроизводит цепочку простых последовательных игровых действий
ДвиженияПреодолевает чередующимися шагами ступени высотой около 15 см
НавыкиЧастично одевается сам, частично – с помощью родителей

Родители могут периодически проводить тесты, сверяя навыки ребенка на каждом этапе с приведенными в таблице.

Если ребенок не справляется с большинством пунктов для своего возраста, но выполняет все из предыдущей ступени, волноваться не стоит: скорее всего, речь идет об индивидуальном темпе развития. Такое случается довольно часто.

Насторожиться нужно, если малыш не выполнит и большинство заданий из предыдущей возрастной ступени либо от раза к разу родители замечают отклонения от нормы по одним и тем же показателям (отставание в речи, или эмоциях, или освоении двигательных навыков).

Если у вас есть старшие дети, не игнорируйте данные подобных таблиц, считая, что у вас уже достаточно опыта. Каждый ребенок развивается по своему неповторимому плану.

То, что умели старшие, может не уметь в том же возрасте младший, и наоборот. Таблица поможет четко отслеживать динамику происходящих изменений от этапа к этапу.

Зная особенности психомоторного развития детей на каждом этапе, легко выявить отклонения.

И если что-то настораживает, не медлите с визитом к врачу. На ранних сроках проблему исправить всегда намного легче.

Динамика развития с точки зрения врачей

Если родители своевременно показывают ребенка педиатру, возможные проблемы он обнаружит во время таких визитов. Важно знать, что плановое посещение педиатра до года происходит ежемесячно, от года до двух лет – раз в три месяца, до 3 лет – ежегодно.

Во время таких осмотров доктор не только оценивает антропометрические изменения, но и обращает внимание на соответствие уровня психомоторного развития малыша его возрасту.

Сравнивая навыки ребенка с таблицей, доктор может сделать вывод о своевременном, опережающем или отстающем развитии.

Например, на первом году жизни малыша педиатр может назначить консультации других специалистов или дополнительные обследования, если у ребенка обнаружатся:

  • слабая подвижность, вялость мышц;
  • вялое сосание либо вовсе отказ от груди;
  • пониженные реакции на звуковые и световые раздражители;
  • равнодушие к игрушкам, неумение играть;
  • скудость или полное отсутствие эмоций;
  • задержка речевых навыков (например, гуления в 5 – 6 месяцев);
  • невыраженная реакция на родителей или полное ее отсутствие;
  • отсутствие разделения людей на родных и посторонних;
  • проблемы с координацией, отсутствие манипуляций с предметами.

После обследований специалисты могут сделать заключение о той или иной степени задержки психомоторного развития малыша.

  • Легкая степень – малыш отстает от нормы не более чем на 3 месяца.
  • Средняя степень – отставание от 3 до 6 месяцев.
  • Тяжелая степень – задержка развития более чем на 6 месяцев.

В зависимости от тяжести отставания будет выбрана схема дальнейшего лечения, коррекции и реабилитации ребенка. Успех этих мер во многом зависит от того, как быстро отклонения были обнаружены. Именно поэтому так важно заметить начало проблемы своевременно.

Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/psihomotornoe-razvitie

Календарь психомоторного развития ребенка (в возрасте до 1 года)

Раннее психомоторное развитие ребенка таблица

В первый год жизни психомоторные функции ребенка развиваются наиболее интенсивно. Ежемесячно сравнивая сенсорные и интеллектуальные показатели своего малыша с нормами, которые приведены в календаре развития ребенка, можно своевременно заметить несоответствие психомоторного развития ребенка «эталонным» нормам календаря.

Календарь психомоторного развития ребенка: как он составлен?

Календарь психомоторного развития ребенка| составляют эксперты ВОЗ на основе сравнения индивидуальных календарей развития большой выборки здоровых детей. Кроме того, при составлении календаря психомоторного развития ребенка (особенно в части календаря развития речевых навыков детей), принимаются во внимание национальные особенности.

В приведенном нами календаре развития ребенка указаны показатели речевого развития для носителей русского языка. У носителей иных языков этапы развития речи будут отличаться.

Для родителей и педиатров очень важна возможность сравнить показатели психомоторного развития ребенка с некой усредненной нормой, которая и описана в календаре.

Календарь психомоторного развития ребенка: индивидуальные отличия

Следует учесть, что не все дети имеют одинаковые темпы развития по всем критериям календаря психомоторного развития. Поэтому не стоит беспокоиться, если часть психомоторных реакций малыша немного опережает те, которые описаны в календаре развития ребенка для соответствующего возраста, а часть несколько отстает от них.

Оценивая психомоторные функции по календарю развития ребенка, также необходимо учитывать, что результаты оценки зависят от ряда факторов, таких как настроение ребенка, степень комфорта, окружение и т.д.

Календарь психомоторного развития ребенка: отставание в развитии

Отставание в развитии определенных навыков на 1 месяц или меньше (по сравнению с приведенными в «эталонном» календаре развития ребенка) не является симптомом заболевания. Однако родители должны уделить особое внимание развитию необходимых умений у ребенка, используя для этого дополнительные стимулы. К примеру: игры для развития ребенка до трех лет или игры с песком

Лишь при отсутствии положительной динамики развития психомоторных функций ребенка в течение месяца и более, показано обследование ребенка у врача-невролога.

Календарь развития ребенка:

возраст, мес.Календарь развития ребенка: моторикаКалендарь развития ребенка: статикаКалендарь развития ребенка: сенсорные реакцииКалендарь развития ребенка: речьКалендарь развития ребенка: эмоции и социальное поведение
1Выражены безусловные рефлексы: (сосательный, хватательный), ползание.Начинает держать голову по нескольку минут в горизонтальном положении, лежит на животе в конце месяца.Появляется кратковременное рассматривание внешней среды и слуховое сосредоточение.Появление «гуления» одиночными звуками в конце месяца, произносит гласные звуки между «а» и «е».Реагирует неудовольствием на сильные звуковые и световые раздражители. Увидев лицо, на миг останавливает взгляд на нем.
2Вращает головой в разные стороныНачинает держать голову по несколько минут в вертикальном положении.Длительная зрительная реакция на движущийся предмет. Сосредоточение на звук.Частое короткое «гуление».Реагирует улыбкой на разговор. Фиксирует взгляд на лице, которое движется.
3Начинает исчезать большинство безусловных рефлексов. Тянется за игрушкой.Хорошо держит голову.В ответ на звуковые раздражители и яркие предметы появляется сосредоточение, активная реакция.Частое, длительное «гуление». Первые звуки, составляющие цепочки.Отвечает комплексом оживления в ответ на эмоциональное общение.
4Появляются направленные движения рук: все лучше берет игрушку. Переворачивается со спины на бок.В вертикальном положении появляются первые проявления опоры ногами. В положении на животе – уверенная опора на предплечья.Кроме четкой фиксации внимания на звук или предмет, характерным является комплекс оживления при встрече с родными людьми. Впервые начинает узнавать маму. Рассматривает игрушку в своей руке.Частое длительное, нараспев, «гуление» разными звуками. Появляются губно-губные согласные «м», «б», крики радости.Громко смеется в ответ на эмоциональное словесное обращение.
5Начинает поворачиваться со спины на живот. Тянется рукой к игрушке и прикасается к ней.Стоит при поддержке за подмышки, опирается на кончики пальцев.Кроме все более четкой реакции на звуки, характерно обращение внимания на яркий предмет. Первые проявления распознавания своих и чужих людей, радость при появлении другого ребенка.Ритмичные цепочки звуков.Радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку, реагирует на строгие и ласковые интонации. Громко смеется, когда к ребенку обращаются.
6Активно переворачивается со спины на живот, начинает переворачиваться с живота на спину. Хватает целенаправленно предложенную игрушку, перекладывает ее из одной руки в другую.В положении на животе опирается на вытянутые руки или полностью открытые ладони.Все более адекватная реакция при появлении матери, отца и чужого человека. Следит за игрушкой, которая упала вниз.Лепетание: последовательное присоединение разнообразных выразительных слогов с изменением силы звука и высоты тона.Эмоции дифференцированы, тянет ручки, чтобы взяли на руки. По-разному ведет себя со знакомыми и незнакомыми.
7Лежа на спине играет ногами (координация «рука-нога»). Перекладывает игрушки с одного места на другое, из руки в руку.Сидит с прямой спиной. При поддержке за туловище, на твердой основе пружинит (танцует).Пытается достать предмет, если это можно сделать, изменив положение тела.Продолжает лепетать.Включается в игру, повторяя взрослых, начинает требовать внимания к себе самого близкого человека (чаще всего матери).
8Хватает каждой рукой по кубику и держит их непродолжительное время.Ползает на животе, переставляя вперед руки. Самостоятельно ложится, садится, поднимается.При соответствующем развитии навыков, обучается показывать ручками «до свидания», «ладушки». Кивание головы показывает согласие «да», отрицание «нет».Хорошо лепечет, ясно произносит звуки «ба», «ма», «да».Адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение. Наблюдает за действиями других детей, смеется, лепечет.
9Может самостоятельно играть с различными игрушками. Умышленно сбрасывает предметы.Раскачивается на руках и коленях. Сидит свободно. При поддержке за руки стоит.Адекватно отвечает действиями на простые вопросы и просьбы «дай мне куклу», «посиди здесь». Знает свое имя. Реагирует на музыкальные звуки танцевальными движениями.Четкое удвоение слогов.Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, словесном уровнях. Повторяет действия других детей.
10Количество целенаправленных движений увеличивается: составляет пирамидку, кладет игрушки на место, закрывает ящики и др. Появляется «пинцетный» захват: берет маленький предмет вытянутым указательным и большим пальцами.Можно вести, поддерживая за одну руку. Ползает на поверхностях разной высоты, многие дети самостоятельно стоят, придерживаясь за любой предмет.Все более выражены и обогащены указанные ранее проявления. Повторяет движения взрослых: «разговаривает по телефону», «помешивает кашу». Специально бросает игрушку.Корректное в звуковом плане повторение известных слогов. Появляются первые слова, которые ребенок понимает, в словарном запасе несколько слов. Вступает в диалог.Эмоциональное состояние отчетливо проявляется разнообразными мимическими движениями, ыми реакциями. Реагирует на все новое удивлением. Играет с другими детьми одной игрушкой.
11«Щипцовый» захват: схватывает маленький предмет подушечками изогнутого указательного и большого пальцев.Ползает на руках и коленях с перекрестной координацией. Стоит без опоры. При поддержке за обе руки, делает шаги вперед.Выполняет простые требования и просьбы. Ориентируется в понятиях «можно», «нельзя», понимает запреты: «сиди тихо», «не бери». У ребенка появляются первые друзья, с которыми он играет.Односложные слова вытесняются двухсложными. Употребляет слова упрощенного варианта «ляля», «нозя», «цаца».Машет рукой на прощание. Радуется приходу детей. Выборочное отношение к разным детям.
12Может играть с игрушками по часу и больше.Ходит вдоль стены при поддержке за одну руку или самостоятельно.Выполняет все более сложные требования и просьбы, понимая их. Количество проявлений реакции на внешнюю среду увеличивается.Языковой запас: 8-12 слов.Протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом. Ищет игрушки, которые спрятаны. По просьбе обнимает родителей, стремится к одобрению, подтверждению своего успеха близким человеком.

Список глистов кошек, которые могут паразитировать и у человека, достаточно обширен. В него входит почти сотня видов паразитирующих у кошек глистов.

Читать далее

Обычно для лечения аскаридоза предлагают три типа народных средств: перемолотые тыквенные семечки, настоянные на спирте, чеснок, настоянный на молоке, и сок чистотела.

Читать далее

Каждая мама пристально рассматривает своего новорожденного ребенка и практически каждая находит повод для волнений. И кожа у младенца шелушится, и на носу прыщики, и опрелости в первый же день появились.

Читать далее

Знание норм веса и роста ребенка очень важно для родителей малыша.

Читать далее

Функциональные расстройства пищеварения, часто встречаются у грудничков. Метеоризм – одна из таких проблем, которая заключается в повышенном газообразовании в кишечнике, при котором отмечается чувство распирания, урчание в животе…

Читать далее

6 месяцев — первый серьезный рубеж, который проходит ребенок. В этом возрасте малыш начинает по-другому смотреть на мир вокруг себя, делает новые открытия.

Читать далее

Новорожденные дети нуждаются не только в правильном уходе и своевременном кормлении; для правильного развития им необходимо движение и стимуляция мышц.

Читать далее

Практически всем нам приходится сталкиваться с ситуациями, когда при поступлении на учебу, допуску к определенным видам деятельности или приеме на работу требуется предоставление различных медицинских справок и медицинских книжек.

Читать далее

Источник: https://zdravoe.com/127/p4070/index.htm

Нормы психомоторного развития ребенка

Раннее психомоторное развитие ребенка таблица
31.07.

2019

  • развитие способности видеть, рассматривать, исследовать, узнавать предметы и объекты окружающей среды;
  • способность узнавать и различать различные звуки;
  • развитие двигательной сферы, способности к овладению двигательными навыками;
  • развитие процессов внимания, памяти, мышления;
  • развитие способности к взаимодействию, формирование
  • психологической устойчивости.
  • появляется улыбка, вокализации, двигательное оживление в ответ на  общение со взрослым;
  • многократно повторяет слоги, звуки – гулит;
  • выражает неудовольствие на сильные звуковые и световые раздражители;
  • поднимает и удерживает голову в вертикальном положении тела и лежа на животе;
  • лежа на спине, поворачивается на бок;
  • фиксирует взгляд на лице, игрушке и прослеживает движение; 
  • ищет источник звука поворотом головы.
  • поворачивается со спины на живот, а затем и обратно;
  • в положении на животе – уверенная опора на предплечья, а позже – на ладони выпрямленных рук;
  • стоит при поддержке за подмышки, опирается на кончики пальцев;
  • при поддержке за туловище, на твердой основе пружинит ножками;
  • четко находит источник звука в пространстве поворотом головы;
  • тянется к игрушке и рассматривает ее, держа в своей руке, перекладывает из руки в руку;
  • частое длительное, нараспев, «гуление» разными звуками;
  • громко смеется в ответ на эмоциональное обращение;
  • узнает мать, радуется при ее появлении.

Играя с ребенком, выполняя необходимые процедуры по уходу за ним, ласково разговаривайте, старайтесь поймать его взгляд, вызвать на общение. Сопровождайте свои действия песенками, потешками. Берите малыша на руки, плавно покачивайте, улыбайтесь ему – все это укрепляет взаимосвязь между  мамой и ребенком.

Чему учится ребенок с 7 до 9 месяцев

  • при подтягивании за руки поднимает голову, садится;
  • самостоятельно сидит и встает на четвереньки, раскачивается, а затем ползет;
  • самостоятельно встает, держась за опору, хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за обе руки;
  • пытается достать предмет, если это можно сделать, изменив положение тела;
  • берет мелкие предметы двумя пальцами, начинает складывать пирамидку;
  • рассматривает, перекладывает в руках игрушку, стучит и размахивает ею, бросает и следит за игрушкой, которая упала вниз;
  • ест с ложки, снимая пищу губами, начинает пить из чашки;
  • ребенок  узнает знакомого взрослого,  появляется страх «чужого»;
  • внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в контакт – появляется стойкий познавательный интерес;
  • появляются короткие цепочки лепета, произносит отдельные слоги;
  • появляется интонационно-выразительный лепет, ясно произносит звуки «ба», «ма», «да»; общается жестами;
  • играет в «ладушки», «сороку», «прятки»;
  • кивает головой, показывая согласие «да», отрицание «нет»;   
  • знает свое имя, поворачивается на голос;
  • самостоятельно играет с различными игрушками, умышленно сбрасывает их и ждет, когда мама поднимет.

Чему учится ребенок с 10 до 12 месяцев

  • появляются первые самостоятельные шаги без поддержки;
  • уверенно и быстро ползает на четвереньках;
  • появляется «пинцетный» захват: берет маленький предмет вытянутым указательным и большим пальцами;
  • собирает пирамидку, кладет игрушки на место, закрывает ящики, играет в кубики и др.

    ;

  • по назначению использует расческу, хорошо держит чашку, ложку;
  • выполняет простые поручения;
  • очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке;
  • легко вступает в контакт, подражает действиям других людей;
  • взаимодействует с другим ребенком, сопровождая это смехом или лепетом;
  • по просьбе обнимает родителей, стремится к одобрению, любят похвалу;
  • реагирует на музыкальные звуки танцевальными движениями по просьбе и самостоятельно;
  • с удовольствием выполняет разные известные действия: «сорока», «ладушки», «до свидания»;
  • по просьбе показывает части своего или чужого лица и тела; 
  • голосом или жестом сигнализирует о своих желаниях;
  • ориентируется в понятиях «можно», «нельзя», понимает запреты: «сиди тихо», «не бери».

На что обратить внимание родителям

  • отставание в росте, весе;
  • при общении с близкими взрослыми не проявляет положительной эмоциональной и двигательной реакции;
  • проявляет слабую или, наоборот, преувеличенно сильную реакцию на изменения внешнего мира (звуки, яркий свет и т.п.

    );

  • ребенок не выполняет и не усваивает двигательные навыки в соответствии с возрастом;
  • в выражении своих потребностей и желаний не используется указательный жест;
  • не проявляет заинтересованности в контакте с близкими людьми, не выделяет чужих.

Чему учится ребенок с 1 года до 1,5 лет

  • много ходит, приседает, может пятиться, перешагивает препятствия приставным шагом;
  • может самостоятельно есть ложкой густую и жидкую пищу;
  • повторяет ранее видимые действия в игре;
  • ориентируется в формах: (шарик, кубик, кирпичики пр.);
  • различает предметы по величине;
  • обобщает предметы по существенным признакам (машинки, кубики);
  •  быстро расширяется запас понимаемых слов, увеличивается словарный запас;
  • использует более сложные слова при общении.

Чему учится ребенок с 1,5 до 2 лет

  • прыгает, бегает, перешагивает и обходит препятствия;
  •  ходит по невысокому бруску высотой и шириной 15-20 см;
  • частично надевает вещи с помощью взрослого;
  • понимает рассказ по картинке,
  • отвечает на простые вопросы;
  •  выполняет несложные постройки из  кубиков— домик, ворота и т.п.;
  •  обозначает действия двумя словами, использует глаголы.

Чему учится ребенок с 2 до 2,5 лет

  • перешагивает препятствия высотой 15 – 20 см чередующимся шагом;
  • правильно держит ложку, умеет самостоятельно аккуратно есть
  • частично или полностью самостоятельно одевается;
  • употребляет в речи прилагательные и местоимения, а затем – сложные предложения с придаточными;
  • начинает задавать вопросы «где?» «когда?»;
  • понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого;
  • подбирает по образцу и просьбе предметы основных геометрических форм, основных цветов: белый, черный, красный, сипни, зеленым, желтый;
  • выполняет простые сюжетные постройки, сам называет их;
  • усложняет сюжетные игры с логическом последовательностью действии.

Чему учится ребенок с 2,5 до 3 лет

  • перешагивает препятствия высотой в 30 см, чередующимся и приставным шагом;
  • полностью сам одевается с небольшой помощью взрослого;
  • при необходимости начинает пользоваться салфеткой и носовым платком;
  • часто задает вопросы «почему?», «зачем?»;
  • по назначению использует предметы в игре;
  • правильно показывает и называет основные цвета;
  • появляются элементы ролевой игры — «дочки-матери», игра в стройку и пр.;
  • появляются элементарные рисунки, начинает лепить простые фигурки из пластилина.

Организация развивающей среды

Развивающая среда должна быть:

  1. безопасной;
  2. доступной;
  3. в меру упорядоченной;
  4. с возможностью двигательной активности;
  5. легко транcформируемой;
  6. с местом для спокойных игр, творчества, рисования и т.п.;
  7. с достаточным количеством игрушек и бытовых предметов, которые можно использовать в игре.

Все дети растут и развиваются по-разному

Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, эмоционального и физического развития человека. Благополучное психомоторное развитие ребенка является фундаментом для формирования гармоничной личности.

Для успешного психомоторного развития огромное значение имеет постоянное общение ребенка с матерью и членами семьи, укрепление привязанности, создание безопасной, принимающей среды.

Родители всегда могут обсудить процесс развития своего ребенка с врачом, психологом, специалистом по раннему развитию.

Служба ранней помощи Лекотека

На базе отделения лечебной педагогики и реабилитации  Центра психолого-медико-социального сопровождения «Валеоцентр» г. Тулы работает  лекотека. Лекотека – это служба ранней помощи ребенку; служба психологического сопровождения, специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с особенностями развития (до 4-х лет).

   

В лекотеке взаимодействие родителей с ребенком происходит при содействии и под руководством специалистов – педагогов, психологов – в естественной для раннего возраста игровой среде, эффективными игровыми методами.

Семьи с маленькими детьми получают в лекотеке разностороннюю квалифицированную помощь и поддержку, малыши – необходимую среду для полноценного общения.

Посредством игры специалисты  проводятся занятия:

  • по сенсомоторной коррекции, которые активизируют двигательную сферу, сенсомоторную активность детей; способствуют формированию пространственных представлений, развитию общей и мелкой моторики, регуляции мышечного тонуса и обогащению эмоционального опыта в процессе деятельности, что, в конечном итоге, формирует основу для общего интеллектуального, физического, эмоционального развития ребенка;
  • по игровой терапии – в ходе игры у малыша развиваются основные формы мышления, воображение, коммуникативные навыки, речь; в игре малыш учится всему без усилий и с удовольствием;
  • по формированию коммуникативных навыков – у ребенка развивается желание вступать в общение с другими людьми, формируются речемыслительная и познавательная деятельность, устанавливаются основы социального поведения.

Важным направлением работы с детьми раннего возраста является организация детско-родительских групп, где дети вместе с родителями, используя игру, учатся эффективно взаимодействовать, общаться в процессе деятельности.

Что почитать по развитию ребенка

  1. Эрнест Кипхард. «Как развивается ваш ребенок».
  2. Яничева Т.Г. «Полезная книга для хороших родителей: ответы психологов на вопросы родителей».
  3. Жукова О.

    «Самоучитель для родителей» (от рождения до трех лет)

Подготовлено на основании материалов презентации Сапожниковой Галины Павловны, психолога службы ранней помощи Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и центра психолого-медико-социального сопровождения “Валеоцентр”.

Фото из свободных источников

Источник: https://www.mamcompany.ru/articles/normy-psikhomotornogo-razvitiya-rebenka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.