Рефлекс задержки дыхания у новорожденных

Содержание

Правильные нормы рефлексов у новорожденных

Рефлекс задержки дыхания у новорожденных

Для успешного выживания в новых условиях природа наградила грудных детей рефлексами, которые помогают им приспособиться к внутренним и внешним раздражителям окружающей среды.

Многие из них присутствуют в жизни человека лишь на протяжении первого месяца появления на свет.

Разновидности

Рефлексы — ответная реакция организма на внешние раздражители.

Они крайне важны для любого человека, а для младенцев в особенности.

Безусловные (врожденные)

Эти физиологические рефлексы появились в процессе эволюции.

Их принято считать относительно постоянными, зарождаются они с помощью всей центральной нервной системы.

Малая часть исчезает спустя определенное время после рождения.

Условные

Данные реакции являются индивидуальными, обозначающимися благодаря коре головного мозга. Их формирование продолжается на протяжении всей жизнедеятельности. Одно из наиболее важного значения — способность человека приспосабливаться к новой среде.

ВАЖНО! В начале своей жизни младенец обладает лишь безусловными рефлексами, некоторые из которых сопровождают его на протяжении всей последующей жизни.

Таблица по месяцам

НазваниеОписаниеДо какого момента существует
МороПроверка центральной нервной системы на быстроту реакции.До 6 месяцев включительно.
СосательныйСпособность сосать грудь матери или же соску, встроенную в бутылочку для кормления.До 12 месяцев ослабевает, полностью исчезает через 3-4 года.
ЗащитныйСпособность защищать жизненно необходимые органы восприятия.Наблюдается на протяжении всей жизни.
Хватательный (поисковый)Способность познавать мир путем тактильных ощущений и хватания различных объектов, находящихся поблизости.До 12 месяцев включительно.
БабинскогоЯвляется разгибательным рефлексом стопы.До 12-14 месяцев включительно.
БабкинаСпособность при воздействии на ладонь поворачивать голову и открывать рот.До 3 месяца включительно.
ХоботковыйСпособность при прикосновении складывать губы в трубочку, связана с сосательным рефлексом.До 3 месяцев включительно.
БауэраСпособность уходить от раздражителя, действующего на стопы путем отползания в противоположную сторону.До 4 месяцев включительно.
Рефлекс опоры (опорный)Способность полностью вставать на стопы при наличии поддержки со стороны.До 2 месяцев включительно.
Рефлекс ходьбы (шаговый)Способность делать мелкие шаги при наклоне ребенка из положения «опоры».До 2 месяцев включительно.
Рефлекс задержки дыханияСпособность задерживать дыхание дальше обычного.До 2 месяцев включительно.
ГалантаСпособность выгибаться при воздействии раздражителя на поясницу.До 3 месяцев включительно.
ЛандауСпособность совершать более сложные движения, держать голову, руки и ноги навесу.От 4 до 8 месяцев включительно.
ПересаРеакция на раздражитель, вызывающий болевые ощущения.До 4 месяцев включительно.
РобинсонаСпособность сильно обхватывать раздражитель, который воздействует на ладонь.До 4 месяцев включительно.
ГлотательныйСпособность проглатывать необходимую для жизнедеятельности пищу.Остается на всю жизнь.

А из видео вы узнаете как можно проверить большинство реакций:

Атавистические рефлексы

Атавистические рефлексы — безусловные рефлексы, отпадающие в процессе жизнедеятельности малыша за ненадобностью. Большинство подобных реакций действует лишь в первые 6 месяцев жизни.

Примеры атавистических рефлексов:

  • Робинсона;
  • Моро;
  • задержки дыхания;
  • ходьбы.

Данные реакции организма не формируют дальнейшее его развитие, а лишь указывают на полноценное функционирование центральной нервной системы. Даже рефлекс Бауэра не является источником дальнейшего обучения ползать, поскольку малютка передвигается при помощи движения рук, а не отталкивания. Рефлексы младенчества имеют вес лишь в животном мире.

Тонические рефлексы

Тонические рефлексы — безусловные рефлексы, исчезающие из жизни малыша после 3-х месяцев жизни. Если же они наблюдаются далее, то можно говорить о ДЦП ребенка.

Примеры тонических рефлексов:

  • Ландау;
  • симметричный шейный рефлекс;
  • асимметричный шейный рефлекс.

Как проверить наличие рефлекса у ребенка самостоятельно?

Все реакции, необходимые для гармоничного развития малыша, проверяются у педиатра в зависимости от возраста малютки. Однако, бывают случаи, когда необходимо проверить наличие того или иного рефлекса самостоятельно. Это достаточно легко сделать, зная четкий алгоритм действий.

Рефлекс Моро

Действия для взрослого:

  1. Положить малыша на ровную, твердую поверхность.
  2. Ударить по поверхности на расстоянии, равном 15 см от головы ребенка (или громко хлопнуть в ладоши).

Ответная, нормальная реакция:

  1. Резкое, симметричное откидывание рук в сторону.
  2. Разжимание кулачков.
  3. Испуг/плач малыша, выброс адреналина в кровь или учащенное сердцебиение.

Проверить наличие рефлекса Моро можно и при помощи иных способов. Реакция с ручками окажется идентичной.

  1. Выпрямить и поднять ножки ребенка совместно с тазом.

ВАЖНО! Рефлекс можно наблюдать и в повседневной жизни. К примеру, при резком сигнале машины, неожиданно включившимся телевизоре или падении какого-то предмета.

Сосательный рефлекс

Действия взрослого:

  1. Погладить щеку малыша или легонько надавить на губы.

Ответная нормальная реакция:

  1. Открытие рта и шевеление языка, будто он желает сосать.

После еды сосательный рефлекс ослабевает, но уже спустя час восстанавливает силы.

Хватательный рефлекс

Действия взрослого:

  1. Слегка надавить на раскрытую ладонь ребенка.

Ответная нормальная реакция:

  1. Сильный обхват предлагаемого предмета или пальца взрослого.

Рефлекс Бабинского

Действия взрослого:

  1. С нажимом провести от пятки к пальцам стопы.

Ответная, нормальная реакция:

  1. Оттопыривается большой палец, остальные слегка поджимаются.
  2. Все пальцы веерообразно расходятся.

ВАЖНО! Действия должны быть симметричны.

Рефлекс Бабкина

Действия взрослого:

  1. Одновременно легонько надавить на ладони ребенка.

Нормальная реакция ребенка:

  1. Открытие рта, возможно, высовывание языка.

Хоботковый рефлекс

Действия взрослого:

  1. Приложить палец к верхней губе малютки.

Ответная нормальная реакция:

  1. Вытягивает губки, складывая их «трубочкой».

Связан рефлекс с сокращением мимической мускулатуры.

Рефлекс Бауэра

Действия взрослого:

  1. Положить ребенка на живот.
  2. Слегка надавить на стопы.

Ответная нормальная реакция:

  1. Совершение движения, имитирующего ползание.

Рефлекс Ландау

Данная реакция является двухфазной. Первая — верхние рефлексы, вторая — нижним.

Для выявления верхнего рефлекса необходимо:

  1. Положить малютку на живот так, чтобы его грудная клетка оказалась за пределами стола.

Нормальная ответная реакция:

  1. Разгибание спины, шеи и ручек назад. Иногда малыш может переворачиваться.

Для выявления нижнего рефлекса необходимо:

  1. Положить ребенка на плоскую поверхность, лишив опоры ножки и таз, либо взять на руки.

Ответная реакция:

  1. Выгибание спинки дугой.
  2. Поднятие ножек в направлении к себе.

Рефлекс Переса

Действия взрослого:

  1. Провести пальцем вдоль позвоночника (по остристым краям) от копчика до шеи.

Ответная нормальная реакция:

  1. Плач или крик.
  2. Сгибание конечностей.
  3. Поднятие головки.
  4. Разгибание туловища.

Рефлекс Переса воспринимается новорожденным крайне отрицательно.

Рефлекс ходьбы (шаговый)

Действия взрослого:

  1. Взять малютку на руки и поставить в вертикальное положение.
  2. Чуть наклонить вперед.

Ответная реакция ребенка:

  1. Имитация шагов в наклоненную сторону.

Рефлекс Галанта

Действия взрослого:

  1. Провести ладонью по спинке малыша.

Ответная реакция:

  1. Выгибание спинки.
  2. Выпрямление ножки на стороне вызова реакции.

Рефлекс опоры

Действия взрослого:

  1. Поставить малыша вертикально, чтобы стопы касались опоры.

Ответная реакция:

  1. Выпрямление туловище.
  2. Устойчивое положение (с поддержкой) на опоре.

Рефлекс Робинсона

Действия взрослого:

  1. Вложить свои пальцы в ладонь малыша.
  2. Получить ответную реакцию крепкого сжатия.
  3. Приподнять.
  4. Малыш должен спокойно висеть на вытянутых ручках.

Как вырабатывать?

Главное, что необходимо при вырабатывании любой реакции — регулярность.

К примеру, слабый хватательный рефлекс можно укрепить, вкладывая в ручку малыша различные предметы и подвесив к кроватке яркие, привлекающие внимание игрушки.

Рефлекс ползания также не является сложным, требуется лишь стимулировать его, как описано выше.

Самостоятельно родители способны выработать хватательный,ходьбы, ползания, сосательный и прочие рефлексы.

Что делать, если рефлекс слабый или отсутствует?

Если рефлексы запаздывают или проявляются крайне слабо, то у ребенка могут обнаружить повреждение центральной нервной системы.

После рождения следует ежемесячно посещать педиатра, который сможет проверить наличие необходимых реакций и в случае их отсутствия или слабости, направить на более серьезную проверку к неврологу.

ВАЖНО! В младенческом возрасте главным рефлексом является сосательный, поскольку благодаря ему в организм малютки поступает пища, необходимая для дальнейшего роста и развития. В случае слабого или, если сосательный рефлекс отсутствует, могут назначить кормление через зонд или внутривенно.

Без консультации специалиста сделать ничего не получится, поскольку каждый случай является уникальным.

Внимательно следите за поведением новорожденного ребенка. Ни в коем случае не пренебрегайте регулярными походами к педиатру для отслеживания здоровья, потому что ситуацию можно запустить до предельного уровня. Берегите свою малютку!

Также познавательно будет узнать мнение доктора Комаровского из следующего видео:

Источник: https://vashrebenok.org/razvitie/do-goda/refleksy.html

Вопросы про грудничковое плавание – Акватория Детства

Рефлекс задержки дыхания у новорожденных

— Дома в ванной можно заниматься с рождения, наши инструкторы выезжают на дом и обучают в рамках услуг “Патронаж новорожденного” и “Грудничковое плавание дома”. В бассейне можно заниматься ближе к 3м месяцам.

Что ждать от первого занятия в бассейне?

— Первое занятие — это знакомство. Знакомство с помещением, большой водой, тренером, ритмом занятия. На первом занятии мы даем возможность сначала поиграть в игрушки, посмотреть на всё происходящее со стороны и настроиться на совместную работу с мамой/папой. Не обязательно стремиться выполнять все упражнения.

Однако, уже на первом занятии нужно давать ребёнку включать руки/ноги и давать двигаться, чтобы с непривычки не замерзнуть. Длительность занятия: 45 минут. Прислушивайтесь к своему малышу, возможно, он устанет намного раньше. Не стоит стараться охватить с первого раза всё занятие.

Кому-то хватает 20 минут, а кому-то и 45 мало.

Очень хорошо, если бассейну предшествовала подготовка дома: как практика в домашней ванне (наши тренеры выезжают на дом), так и рассказы родителей о скором визите в бассейн, чтение детских рассказов на тему плавания, моря… Если прибавить к этому позитивный настрой родителя, то 90% успеха на первом занятии обеспечены. Ждем вас! Пробное занятие со скидкой 50%.  Запись на странице Детское плавание.

Чем опасно затекание воды в ушки? И как предотвратить?

— Нельзя учиться плавать и все время держать уши над водой. Для волнения родителей нет причин: слуховые проходы у малышей расположены под прямым углом от раковины, поэтому вода, попавшая в ухо, беспрепятственно вытекает. Влажные ушки достаточно промокнуть после купания или плавания уголком полотенца.

До скольки месяцев сохраняется рефлекс задержки дыхания под водой?

— Считается, что рефлекс апноэ (задержки дыхания при попадании воды и порыва воздуха на лицо) сохраняется до 2-3мес, как и большинство других безусловных (врожденных) рефлексов новорожденных. Но при помощи специальных регулярных упражнений, этот рефлекс можно перевести из безусловного в условный.

Какую пользу может принести навык УСЛОВНОГО рефлекса апноэ

— В ситуации, когда безусловный рефлекс угасает безвозвратно, придется ждать, когда ребенок будет понимать, что именно от него хотят при нырянии. Одновременно задержать дыхание, закрыть рот и нырнуть, — ребенку сложно скоординировать все эти требования.

Если перевести безусловный рефлекс в условный, то задержка будет сохранятся при определенном условии, каком именно — решает родитель (команде: ныряем!, крокодил, swimming, раз-два-три-пошёл, или любой другой сигнал, на который у ребёнка выработался рефлекс.

Будет ли эффект если ходить раз в неделю?

— Оптимально 2-3 раза в неделю. Родители могут меняться, при условии того, что они разговаривают друг с другом, делятся достижениями ребенка и слушают тренера.

Если ребёнок (до годика) научился плавать и комфортно чувствует себя под водой, его умения сохраняются? Или без регулярных тренировок всё забудется?

— Без регулярных тренировок навыки задержки дыхания и способность плавать под водой уйдут. Даже взрослые теряют навыки (технику) без регулярных тренировок.

Сможет ли ребёнок в 4 года научиться спокойно нырять?

— Обучить ребенка нырять можно в любом возрасте. Просто для разного возраста используются разные упражнения и подходы.

Если у ребёнка атопический дерматит можно ли ему ходить в бассейн?

— Атопический дерматит иногда может усугубляться при посещении бассейна. Но реакции не всегда однозначные. Есть смысл пробовать, но тщательно принимать душ после занятий.

Можно ли нырять и плавать при насморке?

— Можно, если насморк не бактериального характера (“зеленые сопли”).

Какими болезнями можно заразиться в бассейне?

—  В бассейне можно заразиться всеми теми же заболеваниями, что и на детской площадке и детском саду. Начиная от респераторно вирусных, заканчивая кишечными инфекциями.

Как очищается вода в бассейне?

— Основной способ очистки – гипохлорит натрия, безвредный для людей и окружающей среды. Бассейн без гипохлорита натрия – маркетинговый ход. В бассейн всё время поступает новая вода, происходит рециркуляция. Этот водообмен проходит через озоновые и ультрафиолетовые фильтры, которые нейтрализуют хлор.

Как выбрать подгузник для плавания

— Обычные подгузники для плавания не задерживаю крупные неприятности. Это ведет к быстрому росту микробактерий Crypto Sporidium, которые в свою очередь являются причиной диареи и других пищевых расстройств. Вы можете самостоятельно купить плавки фирмы Splash About или приобрести наш аналог.

Сколько детишек занимается в одной группе?

— До 10 детей в группе, обычно меньше. Есть популярные дни и не очень. Эту информацию можно уточнить у Аминистратора.

Как заставить ребёнка двигаться в воде?

— Необходимо как можно меньше обеспечивать поддержку малыша в воде. Переносить поддержку от подмышек, далее за талию и т.д.

, то же самое с инвентарем, не носить ребенка на колбаске и доске над водой, а опустить в воду, обеспечивая минимальную поддержку, чтобы он не перевернулся, сразу же руки-ноги включаются в работу. При нырянии отпускать мамины руки, чтобы ребенок двигался за мамой.

Сначала на мгновение, потом увеличивая время. Можно при плавание щекотать ноги, чтобы они двигались. Также использовать игровые элементы: погоня за игрушкой, мячиком и т. д.

Что делать, если у ребенка кризис и он отказывается выполнять упражнения, которые раньше делал с удовольствием?

— Плавайте в удовольствие, не настаивайте на конкретных упражнениях, прислушивайтесь к желаниям малыша, в возрасте до 3 лет нет ни одного движения, который делает в воде ребёнок, которое не шло бы ему на пользу. В 3-3,5 года можно попробовать перейти на индивидуальные занятия для обучения плаванию всеми стилями.

Бывает ли, что ребёнок не адаптируется к бассейну вообще? Есть абсолютно сухопутные дети? Или есть просто кризисные моменты и их нужно перетерпеть?

— Если ребенок категорически отказывается идти в бассейн — это повод для общения и работы с родителями. Как правило, страх родителя или его непонимание, нет сонастроенности с ребенком, стоят неверные цели и т. д. И работа начинается с совместного и радостного (по возможности) времяпрепровождения в родной ванне. Бассейн — это уже выход в “открытый космос”.

В каком возрасте на ребёнка уже можно где-то и надавить, если он балуется, не выполняет упражнения?

— Мы категорически против давить на ребенка) Лучше надеть шапочку и очки на родителя, и предложить разделить чудесный подводный мир с малышом! Ведь это прежде всего еще одна возможность вашего общения друг с другом!! Доставайте игрушки по очереди! Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!

Какие возможны побочные эффекты при частом посещении бассейна ребенком?

— Побочный эффект частого посещения бассейна — плавающий ребенок и родитель. Куча подводного видео из бассейна и моря. А так же….. отсутствие частых простудных заболеваний)))

Источник: https://aquatoriadetstva.ru/voprosi/

Рефлексы новорожденных: видео, таблица норм, врожденные, причины отсутствия

Рефлекс задержки дыхания у новорожденных

Процесс рождения – огромный стресс для малыша, так как организм начинает приспосабливаться к новой среде и агрессивным внешним факторам. Самый важный период – неонатальный – длится 28 дней с момента появления на свет. Критериями здорового развития ребенка служат определенные рефлексы, ослабление которых может сигнализировать о проблемах нервно-мышечной системы.

Безусловные рефлексы у новорожденного ребенка и их значение для дальнейшего развития

Рефлекс – ответная реакция живого организма на воздействие сторонних раздражителей. Все рефлексы у человека подразделяются на условные и безусловные.

Первая группа – индивидуальные навыки, которые появляются в процессе жизни по мере созревания коры головного мозга. Это своеобразный жизненный опыт, который человек получает на протяжении длительного времени.

Вторая группа рефлексов, безусловных, — это то, с чем рождается человек.

Безусловные рефлексы являются врожденными, сложившимися в процессе эволюции человека. Это относительно постоянные ответные реакции, которые спустя некоторое время после появления ребенка на свет ослабевают и вскоре безвозвратно исчезают.

Врожденные рефлексы крайне важны — они помогают беззащитному ребеночку выжить в сложный период родов и адаптироваться к новой среде.

При ослаблении или отсутствии каких-либо из них (например, глотания или сосания) малыш не сможет существовать вне материнского организма.

Всего неонатологи выделяют у здорового младенца более 15 безусловных ответных реакций. Основные функции, которые они выполняют:

  • поддержание нормальной жизнедеятельности (например, реакция сосания);
  • защита организма от негативных воздействий раздражителей (от мороза, яркого солнца);
  • обеспечение безопасного процесса рождения (задержка дыхания при продвижении малыша по родовым путям).

Оральные рефлексы

Оральные врожденные рефлексы помогают малышу сосать мамину грудь и не умереть от голода в первые часы жизни. Выделяют пять оральных реакций:

  • Сосательная. Возникает при нахождении у новорожденных во рту предмета, например, соски, на расстоянии 1,5-3 см от десен. Развивается сразу при прикладывании новорожденного к материнской груди. Сосание играет важную роль для питания: при отсутствии сосательного рефлекса малыш не способен выжить.
  • Глотательная. При поступлении пищи любой консистенции в ротовую полость ребенок автоматически ее глотает. С возрастом этот рефлекс не исчезает.
  • Хоботковая. Если младенцу по верхней губке поводить пальцем, то губы вытягиваются в «бантик» из-за сокращения мышц рта. К трем месяцам рефлекс ослабевает.
  • Реакция Бабкина. Нажимая на детскую ладошку, можно наблюдать поворот головки в сторону раздражителя. Через мгновение малыш открывает рот.
  • Поисковая (реакция Куссмауля). Направлена на поиск пищи. Поглаживание щеки возле уголка рта влечет за собой автоматический поворот головки на раздражитель. Малыш начинает искать мамину грудь, открывая при этом ротик. Реакция постепенно ослабевает через четыре месяца. К этому возрасту малыш учится находить грудь визуально, с помощью зрения.

Спинальные рефлексы

Спинальные рефлексы новорожденных — это двигательные автоматизмы, заключающиеся в спонтанных движениях туловищем и конечностями. Главные спинальные автоматизмы:

  • Защитный. При выкладывании на живот голова автоматически разворачивается в сторону. Это механизм защиты от возможного удушения. Запускается с рождения, направлен на поддержание функции дыхания. Младенец в этой позе не держит голову осознанно, это всего лишь мышечная реакция, которая пропадает спустя несколько месяцев.
  • Автоматизм опоры и выпрямления. Малыш должен опираться о поверхность полной стопой. Ребенка поднимают вверх, а потом, удерживая под руки, опускают на поверхность стола ножками вниз. При этом в поднятом положении ножки притянуты к животу, а как только происходит касание к столу, малыш должен опереться на него обеими ступнями и выпрямить тело, т. е. как бы стать на ножки. Если у младенца нет автоматизма опоры, требуются курсы массажа и физиопроцедур.
  • Стопная реакция Бабинского. При поглаживании снаружи стопы от пятки к пальцам малыш рефлекторно распрямляет пальчики ног, а сами стопы сгибает. Реакция должна идти симметрично — веерное разжимание пальцев. Одна из самых долгих реакций, сохраняющаяся до 18-24 месяцев.
  • Реакция Галанта. Ответ позвоночного столба на провоцирующий фактор. Ребенка кладут на правый бок и проводят пальцами вдоль позвоночника. Малыш должен выгибать спинку дугой.
  • Рефлекс Моро у новорожденных. Ребенок реагирует на испуг. Проверяется лежа на спине. Следует несильно ударить по поверхности, где лежит младенец, ближе к голове (можно громко хлопнуть в ладоши около лица). Грудничок пугается, резко раскидывает руки в стороны и вытягивает ножки, а затем принимает первоначальное положение. Реакция Моро максимально проявляется в первые месяцы.
  • Рефлекс Переса. Негативная реакция малыша. Возникает при нажатии и проведении пальцами вдоль остистых отростков позвоночного столба снизу вверх, от поясничного к шейному отделу. Грудничок вскрикивает, приподнимает головку, начинает сгибать ручки, дергать ногами и заметно нервничать.

Хватательные рефлексы

Что представляет собой хватательный рефлекс (реакция Робинсона)? Если дотронуться пальцем или любым предметом до ладошки младенца, он моментально захватывает предмет и пытается на нем удержаться максимально долго. Ручка новорожденного сжимается в кулак и так сильно цепляется за мамин палец, что иногда даже можно чуть приподнять малыша.

Особенно сильно проявляется хватательный рефлекс в момент голода. Ярко выражен до 3-4 месяцев. Сохранение реакции Робинсона более длительное время может сигнализировать о неврологических нарушениях и проблемах с мозговым кровообращением. Важно оценивать симметричность хватательной реакции: обе руки должны быть одинаково развиты и захватывать предметы с идентичной силой и частотой.

Двигательные рефлексы

Физиологические рефлексы движения стремятся изменить положение тела малыша:

  • Автоматизм ходьбы. Грудничка ставят на стол, он опирается на стопы и при принудительном наклоне туловища вперед должен рефлекторно сделать пару шагов. Ребенок должен перебирать ножками, будто шагает.
  • Ползанье (ответ Бауэра). Если положить младенца на животик и подставить ему ладонь под стопы, то он начинает упираться ножками в ладонь и активизирует хаотичные движения туловищем. Это попытка тронуться с места.
  • Лабиринтная тоническая реакция. Когда ребенка кладут на животик, вначале срабатывает вышеописанный рефлекс ползания, а через 30 секунд происходит усиление тонуса сгибающих мышц: головка и руки прижимаются к груди, ножки сгибаются в коленях и притягиваются к животику. Спустя 20-30 секунд мышцы снова расслабляются и включается реакция ползания.

Это далеко не полный перечень всех рефлексов, которые проверяют неонатологи в роддоме и невропатологи в поликлиниках. Некоторые рефлексии могут быть выражены слабее нормы, проявляться в более стертом виде.

Психология многих родителей такова, что они считают своего малыша идеальным. Однако только грамотный специалист может определить, достаточно ли развита та или иная рефлексия у малыша.

Главные рефлексы, в том числе реакцию Моро и Бабкина, можно посмотреть на видео ниже.

Позотонические рефлексы (Магнуса-Клейна)

Позотонические реакции – это умение перераспределять мышечную нагрузку в зависимости от изменения положения тела. Младенец рефлекторно поднимает голову, сгибает или разгибает конечности при нахождении туловища в определенном состоянии. Основная позотоническая реакция заключается в ответе мышц-сгибателей на поворот головы – ответ Магнуса-Клейна.

При повороте головы, например, вправо правая рука малыша рефлекторно разгибается, а левая – сгибается. При этом задействуются сгибающая и разгибающая мускулатуры конечности.

Ножки малыша ведут себя аналогично — разгибается ножка со стороны поворота головы. Подобным образом срабатывает симметричный тонический шейный рефлекс: сгибающие мышцы конечностей срабатывают при наклоне головы или ее запрокидывании назад.

Запрокидывание головки приводит к выпрямлению рук и сгибанию ножек.

Таблица появления и угасания

Если какие-либо рефлексы долго не появляются или, наоборот, не угасают в положенные сроки, то такие малыши берутся под особый контроль невропатологами, так как высока вероятность наличия патологий в нервной системе. Время появления и угасания безусловных рефлексов, а также патологии, которые могут приводить к отсутствию врожденных ответных реакций, представлены в таблице.

Вид рефлексаВозраст появленияВозраст угасанияПороки развития, приводящие к отсутствию рефлекса
СосательныйС рождения4-5 мес., во сне — до годаПреждевременные роды, недоношенность плода, кислородное голодание
Поисковый4-5 мес., во сне — до годаУгнетение ЦНС
Хватательный5-6 мес.Парез, паралич рук, нарушение мозгового кровообращения
Рефлекс Мора4 мес.Внутричерепная травма. При травмах шейного отдела рефлекс обеих конечностей несимметричен.
Реакция Бабинского18-24 мес.Угнетение нервной системы
Автоматизм ходьбы3-4 мес.Паралич нижних конечностей, ДЦП
Ползание (Бауэра)3-4 мес.Асфиксия во время родов, проблемы со спинным мозгом
Реакция фехтовальщика (Магнуса-Клейна)6 мес.Длительно сохраняется после 6 месяцев при поражении верхних моторных нейронов.
Шейный тонический3-4 мес.Длительно сохраняется и не исчезает у детей с ДЦП.

Причины и опасность слабого развития рефлексов

Сосательный рефлекс может появиться с запозданием, быть крайне вялым, но его можно развить специальным массажем лица перед кормлением. Ослабление реакции Моро сигнализирует о возможной травме головы или шейного отдела.

Опасность слабого развития рефлексов в том, что малыш оказывается неприспособленным к существованию в новой для него среде. Он ослаблен, медленнее развивается, плохо кушает, не наращивает мышечный корсет. Самое страшное – это патологии нервной системы, которые требуют медицинского наблюдения и лечения.

Часто за вялостью рефлексов кроются параличи и детский церебральный паралич (ДЦП).

Источник: https://RosMedPlus.ru/diagnostika/normy-razvitiya/refleksy-novorozhdennyh.html

Безусловные рефлексы новорожденного

Рефлекс задержки дыхания у новорожденных

Новорожденный малыш лишь кажется беспомощным маленьким комочком, на самом деле природа позаботилась о нем и снабдила рядом врожденных безусловных рефлексов, призванных защищать и оберегать его. О чем же говорят эти забавные реакции тела и зачем они нужны? Объясняет кандидат медицинских наук Елена Борисовна Мачнева.

Какими бывают рефлексы

Некоторые рефлексы угасают очень быстро, другие сохраняются на протяжении более длительного периода — и это абсолютно нормально. Родителям важно знать сроки проявления и угасания безусловных рефлексов, но, в любом случае, без регулярных осмотров невролога малышу не обойтись.

Все безусловные рефлексы новорожденного педиатры – неонатологи разделяют на три основные группы:

  • Обеспечивающие общую нормальную жизнедеятельность (дыхательный, сосательный, глотательный, а также спинальные рефлексы);
  • Направленные на защиту детского организма от внешних воздействий яркого света, холода, жары и других раздражителей;
  • «Временные» рефлексы — например, рефлекс задержки дыхания, необходимый для продвижения по родовым путям матери.

Самые важные безусловные рефлексы малыша — это оральные рефлексы. Именно они позволяют ребенку добывать себе еду.

Сосательный рефлекс проявляется сразу после рождения — при условии, что ребенок здоров.

Малыш обхватывает губами сосок, палец, соску и ритмично их посасывает — примерно так с точки зрения физиологии выглядит обычный процесс кормления.

Угасать сосательный рефлекс начинает примерно к году, и постепенно исчезает лишь к 1,5-3 годам. Специалисты считают, что таким образом природа сама определила оптимальный срок для окончания грудного вскармливания.

Хоботковый рефлекс. Стоит легко коснуться губ малыша, и они смешно выпячиваются в трубочку — совсем как хобот у слоненка, — в этот момент непроизвольно сокращается круговая мышца рта.

Ладонно-ротовой рефлекс — попробуйте нажать большим пальцем на ладошку малыша — он откроет ротик.

Спинальные рефлексы — набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата. Это двигательные рефлексы, регулируемые спинным мозгом. При их участии наше тело принимает разные позы и перемещается в пространстве.

Верхний защитный рефлекс. Этот рефлекс проявляется сразу же после рождения, если ребенок здоров. Если новорожденного малыша положить на живот: сразу же в сторону поворачивается головка, а малыш пытается ее приподнять. Так кроха восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути.

Поисковый рефлекс — если тронуть уголок рта малыша, он поворачивает голову к раздражителю.

Хватательный — вложите малышу палец в руку, и он крепко сожмет кулачок, да так, что его легко можно будет приподнять!

Рефлекс Бабинского. Смысл в том, что если погладить края подошвы снаружи, то пальчики раскрываются в виде веера, а стопы при этом сгибаются с тыльной стороны. Врач оценивает энергичность и симметрию движений.

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы. Этот рефлекс подготавливает малыша к ходьбе. Опустите малыша ножками на пол, и он будет стоять, опираясь на стопу, а если наклонить вперед — начнет «переступать ножками».

Рефлекс ползания. Положите малыша на животик и прикоснитесь своими ладонями к его подошвам. Он тут же оттолкнется от опоры и продвинется вперед.

Рефлекс Галанта. Заключается в том, что, если провести пальцем вдоль позвоночника малыша сверху вниз, отступив от него 1 см слева — малыш выгнет спинку вправо и разогнет левую ножку, проделайте тоже самое с правой стороны — малыш выгнет спинку влево, и разогнет правую ножку. Врач оценивает симметричность отзыва на рефлекс.

Рефлекс Переса. Положите малыша на животик и проведите пальцем по позвоночнику, двигаясь от копчика к шее и слегка надавливая на позвонки. В ответ малыш поднимет голову и таз, прогнет спину и согнет ноги в коленях. При этом он может закричать, помочиться или покакать. Рефлекс помогает врачу оценить работу спинного мозга.

Рефлекс Моро. Это защитный рефлекс. Проверить его можно множеством способом, например, уронить игрушку рядом с ребенком, резко приподнять нижнюю половину его тела за ножки, хлопнуть по пеленальному столику, на котором лежит кроха.

В ответ на это малыш сначала разведет ручки в стороны, разожмет кулачки и выпрямит согнутые ноги. А через 2−3 секунды ручки либо вернутся в исходное положение, либо кроха обнимет себя ими. Сохраняется до 3-4 месяцев.

Если малыш без видимой причины часто разводит ручки или его движения асимметричны, на это нужно обратить внимание.

Рефлекс Магнуса-Клейна, или Асимметричный рефлекс. Если повернуть головку ребенка вправо, он разогнет правую руку и правую ногу и согнет левую руку и левую ногу — встанет в «позу фехтовальщика». Рефлекс координирует работу глаз и мозга и способствует развитию вестибулярного аппарата.

Симметричный рефлекс. Аккуратно нагните головку малыша так, чтобы подбородок коснулся груди: ручки тут же согнутся, а ножки разогнутся. Если головку разогнуть, все будет наоборот: ручки разогнутся, а ножки согнутся. Готовьте ребенка к осознанному ползанию.

Лабиринтный тонический рефлекс. Вызывается изменением положения головы крохи в пространстве.

В положении «лежа на животе» голова крохи падает на грудь или запрокидывается назад, спина выгибается, руки прижимаются к груди, пальцы сжимаются в кулачки, ножки сгибаются в коленях и прижимаются к животу.

Через несколько минут ребенок начинает выполнять плавательные движения, которые переходят в спонтанное ползание.

Источник: https://frutonyanya.ru/school/articles/razvitie/bezuslovnye-refleksy-novorozhdennogo/

Все о безусловных рефлексах новорожденного: двигательные, бабинского, галанта

Рефлекс задержки дыхания у новорожденных

На первый взгляд младенец кажется совсем беззащитным. Однако на самом деле природа наградила его целым комплексом безусловных рефлексов, цель которых – защитить малыша от опасности и уберечь его от гибели. Многим родителям будет интересно узнать, ребенок рождается с какими рефлексами, как они проявляются и какую роль выполняют.

Врожденные рефлексы младенца

Что такое безусловные рефлексы

Рефлексы новорожденных – это реакции малышей на внешние или внутренние раздражители, которые служат для младенцев своеобразным приспособлением к окружающим условиям.

Даются они от рождения и в большинстве случаев не требуют специальной тренировки (в отличие от условных, которые необходимо вырабатывать).

Врожденные реакции организма необходимы только в первые несколько месяцев жизни ребенка.

Во время медицинского осмотра врач проверяет наличие реакций, а также степень их выраженности.

Подобные наблюдения позволяют сделать вывод о здоровье грудного ребенка со стороны неврологии и работе ЦНС в целом.

Оценка реакций осуществляется в хорошо освещенном кабинете при комфортной температуре воздуха. Кроха при этом должен находиться на полужесткой поверхности, быть сухим, сытым и бодрым.

При нормальной выраженности рефлексов о здоровье ребенка можно не беспокоиться. Если к определенному моменту реакции, которые должны были угаснуть в новых условиях, сохранились у малыша, его нужно показать невропатологу.

Функции врожденных рефлексов

Классификация безусловных реакций осуществляется в зависимости от выполняемых ими функций. По данному критерию врожденные рефлексы подразделяются на 3 большие категории:

  1. Обеспечивающие нормальную жизнедеятельность.
  2. Направленные на защиту ребенка от негативных воздействий окружающей среды.
  3. Временные. Необходимы только в первые недели жизни.

Обеспечение жизнедеятельности

К реакциям, которые обеспечивают общие физиологические процессы, относят:

  • Глотательный;
  • Сосательный;
  • Дыхательный;
  • Спинальные (отвечают за работу мышц).

Защитные функции

Группа врожденных реакций защищает младенца от воздействия внешних негативных факторов: яркого света, высоких температур, шума, холода, голода, боли.

Временные функции

К рефлексам, функции которых необходимы лишь короткое время после рождения, относятся:

  • Рефлекс задержки дыхания («включается» в момент появления ребенка на свет);
  • Рефлекс выталкивания (защищает младенца от попадания в пищевод твердой пищи, чтобы кроха не подавился).

На заметку. К 3-6 месяцам жизни новорожденного временные реакции начинают пропадать.

Описание оральных рефлексов

К самым важным для выживания ребенка следует отнести оральные рефлексы. Главное их предназначение – обеспечение возможности для малыша добывать себе пропитание.

Сосательный

Если ребенок родился здоровым, первый рефлекс, который у него проявляется, – сосательный.

Реакция выражается в том, что младенец обхватывает ртом сосок, а также палец или соску и производит ритмичные сосательные движения (именно так выглядит обычный процесс лактации).

Таким образом, для проявления реакции достаточно совершить любое раздражение ротовой полости младенца. Исчезает он примерно к 1,5-3 годам жизни.

На заметку. По утверждению специалистов, природа сама установила достаточный срок для окончания лактации.

Глотательный

Наравне с предыдущим, данная функция направлена на поиск и поглощение пищи. Глотательная реакция срабатывает в тот момент, когда еда попадает в рот младенца. Тем самым функция помогает продвинуться пище дальше по желудочно-кишечному тракту и усвоиться организмом.

Хоботковый

Если даже слегка, но при этом быстро и отрывисто прикоснуться к губам младенца, происходит ответная реакция: они вытягиваются в трубочку и становятся похожими на своеобразный «хоботок».

Хоботковый рефлекс

Рефлекс Куссмауля

Поисковый, иначе корневой, рефлекс заключается в следующем: если прикоснуться к щеке или уголку рта младенца, он в тот же момент поворачивает голову в ту сторону, откуда происходило движение. Данная реакция обеспечивает ребенку возможность поиска пищи, а именно материнского соска.

Описание тонических автоматизмов

Данный термин обозначает движения, вызванные безусловными двигательными рефлексами ребенка в результате изменения положения тела или прикосновения к различным его участкам. Функция связана непосредственно с изменением мышечного тонуса младенца. Выделяют 10 тонических рефлексов, основными из которых являются:

  • Лабиринтный тонический;
  • Симметричный шейный тонический;
  • Ассиметричный шейный тонический.

Названные реакции угасают к 3 месяцам жизни новорожденного.

Рефлексы показывают зависимость мышечного напряжения разных частей тела от его положения в пространстве. В 2-месячном возрасте особую важность имеет лабиринтный рефлекс, благодаря которому малыш начинает удерживать голову.

Лабиринтный

Происходит в результате изменения положения головы ребенка в пространстве. При нахождении малыша в позе «лежа на животе» голова карапуза опускается на грудь или, наоборот, запрокидывается назад.

Спинка при этом выгибается, ручки складываются на груди и формируют кулачки, ножки поджимаются к животу.

Спустя некоторое время малыш начинает производить сначала плавательные движения, а затем переходит к ползанию.

Магнуса-Клейна

Напоминает позу фехтовальщика: если детскую головку повернуть в правую сторону, он согнут левую руку и левую ногу, разогнув при этом правую ногу и правую руку. Данная реакция направлена на оптимизацию работы вестибулярного аппарата.

Шейные рефлексы

Существуют 2 типа данных реакций:

  • АШТР (ассиметричный шейный тонический рефлекс). Проявляется в том, что, если ребенку повернуть голову в сторону, то рука со стороны лица разгибается, нога сгибается, а на другой стороне происходит обратная реакция (рука сгибается, нога разгибается);
  • СШТР (симметричный шейный тонический рефлекс). Когда малыш сгибает голову, верхние конечности сгибаются, нижние разгибаются. Если вернуть голову в прежнее положение, происходит обратная реакция.

Описание спинально-двигательных рефлексов

Спинальные автоматизмы обеспечиваются сегментами спинного мозга, отсюда происходит их название.

Бабинского

Если прикоснуться к подошве ребенка по ее наружному краю, то произойдет веерообразное расхождение пальцев. Если надавать большим пальцем на подошву младенца, то кроха прижмет пальчики к стопе. Эту реакцию называют нижним хватательным рефлексом Бабинского у новорожденных. Реакция наблюдается у малышей до достижения ими возраста 12-14 месяцев.

Рефлекс Бабинского

Бауэра

Также называют рефлексом ползания у новорожденного. Чтобы проверить функцию, малыша кладут на живот. Находясь в таком положении, ребенок приподнимает голову и совершает спонтанное перемещение в пространстве.

Если в момент ползания подставить под ножки ладонь, то движения станут более интенсивными, в ход пойдут руки, кроха начнет отталкиваться от опоры своими ножками.

Угасание рефлекса Бауэра у новорожденных происходит в 4 месяца.

Реакции опоры и ходьбы

Если ребенка поставить в вертикальное положение и постараться, чтобы его подошвы соприкоснулись с твердой опорой, ребенок выпрямит ноги и будет «стоять» (конечно, не без помощи посторонних). Если малыша слегка наклонить вперед, ребенок автоматически начнет переступать ножками. Этот рефлекс исчезает по достижении младенцем 8-12 месяцев.

Интересно. В первые 1,5 месяца жизни новорожденные при такой «ходьбе» нередко перекрещивают ножки, что является нормой.

Описание хватательных рефлексов

Когда появляется хватательный рефлекс у новорожденных? Рефлекс Янишевского возникает в том случае, если в ручку малыша что-то вложить или надавить на его ладонь, тогда он автоматически сожмет пальцы.

На заметку. Подобный захват бывает очень крепким: иногда ребенка, схватившего пальцы взрослого человека, можно поднять в воздух (рефлекс Робинсона).

Реакция наблюдается у детей до достижения ими 4 месяцев. Затем функция сменяется произвольным захватыванием окружающих предметов с помощью рук.

Интересно. Подобные проявления можно заметить у новорожденных детенышей обезьян, которые держатся за волосяной покров матери посредством крепкого захвата кистями рук.

О нарушениях в работе нервной системы говорят такие признаки:

  • Пассивная или отсутствующая реакция (такое возможно при парезах рук);
  • Ослабленный рефлекс может быть у заторможенных деток;
  • Сильно выраженная реакция характерна для возбудимых младенцев;
  • Сохранение функции после 4-5 месяцев.

Интересно. Точно такая же реакция свойственна и нижним конечностям. Если надавить на подушечку стопы, пальцы новорожденного произведут подошвенное сгибание. Если прикоснуться к подошве, то пальчики разойдутся веером (рефлекс Бабинского).

Описание защитных рефлексов

К таковым врожденным реакциям относят:

  • Задержку дыхания;
  • Поворот головы в положении лежа.

Задержка дыхания

Известно, что ребенок, находясь в животе у мамы, все 9 месяцев проводит в водной среде. После рождения у малыша сохраняется рефлекс задержки дыхания, который угасает лишь к 4-5 месяцам жизни.

На заметку. Данную особенность можно использовать для быстрого легкого обучения младенца плавать и нырять.

Поворот головы в положении лежа

Верхний защитный рефлекс выражается в следующем: если младенца положить на животик, голова ребенка в тот же момент поворачивается в сторону. При этом новорожденный пытается ее приподнять. Данная реакция способствует восстановлению дыхательных функций: доступ воздуха в таком положении восстанавливается. Эта функция проявляется в первые часы жизни малыша.

Другие рефлексы

Согласно медицинским исследованиям, существуют и другие врожденные реакции младенцев. Для примера можно перечислить несколько:

  • Пяточный рефлекс Аршавского;
  • Рефлекс отдергивания ноги;
  • Перекрестный рефлекс экстензоров;
  • Рефлекс Ландау.

Когда безусловные рефлексы начинают угасать

Появление и угасание врожденных реакций происходят в определенном возрасте автоматически. Чаще всего необходимости развить или подавить реакцию не возникает. Увидеть наглядную картину динамики данных процессов позволит представленная ниже таблица рефлексов новорожденного по месяцам.

Как помочь развить ребенку рефлексы

Существует несколько эффективных методик развития основных врожденных реакций у младенца. К таковым следует отнести специальные гимнастические упражнения:

  1. Ползание. Тренировку осуществляют так: кладут ребенка на ровную поверхность и подставляют под его подошвы свои ладони (малыш использует их в качестве опоры при движении).
  2. Автоматическая ходьба. Ребенка берут подмышки, слегка наклоняют вперед и дотрагиваются его пяточками до твердой поверхности. В результате кроха совершает достаточно активные движения, подобные ходьбе.
  3. Повороты за ножку. Младенца кладут на спину, сгибают одну ножку, прижимают ее к животу и заводят за другую ногу. Вследствие того, что таз ребенка закручивается в одну сторону, малыш автоматически переворачивается на живот.
  4. Подтягивания, приподнимания. Взрослый вкладывает свои пальцы в ладони новорожденного. Последний крепко их схватывает, и тогда малыша можно слегка приподнять. Если перевернуть кроху на спинку, взять за запястье и слегка потянуть на себя, малыш начнет сгибать ручки в локтевом суставе.
  5. Доктор Комаровский также рекомендует чаще прикладывать детей к груди (тренируется сосательный и глотательный рефлексы). Кроме того, можно проверить и поисковую реакцию: слегка прикоснуться грудью к ротику младенца, чтобы тот сам потянулся за ней. Педиатр советует всячески стимулировать контакты ребенка с различными предметами, например, давать в руки малыша детские игрушки.
  6. Ежедневные купания (тренируется задержка дыхания).

Безусловные рефлексы новорожденного многообразны. Многие из них имеют важнейшее значение для защиты и выживания малыша даже в современных условиях жизни. Однако в большинстве случаев подобные реакции служат для проверки правильности работы центральной нервной системы ребенка.

Источник: https://kpoxa.info/zdorovie-pitanie/fiziologicheskie-refleksy-novorozhdennyx.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.